
Тимофей Крюков - музыкант и организатор мероприятий, один из победителей прошлогоднего проекта «Автостопом до Гаваны». Путешествовал в одной команде с Владимиром Шарлаевым. Никому не советует садиться в машину к румынам.
В Европе люди очень напрягаются, когда их снимают без предупреждения. Они сразу спрашивают зачем и просят это прекратить. Например, в Вене нас прогнали из кафе, так как мы снимали, не спросив разрешения. Официантка страшно взбесилась, позвала администратора и он нас вывел.
Еще европейцы почти не берут попутчиков. Из Австрии и Италии мы не могли уехать, потому что никто не останавливался. Один раз по дороге в Венецию мы ловили машину шесть часов подряд: все либо ехали в другую сторону, либо не хотели нас брать. В итоге нас подобрали итальянцы, и высадили за 100 километров до пункта назначения.
В Италии нас подобрала русскоязычная женщина. Мы стояли ночью на дороге и уже не надеялись никого поймать, когда она притормозила и вызвалась нас подвезти. По дороге выяснилось, что она давно приехала из Петербурга, а подвезти нас решила из-за скейтборда у меня в руках. Ее младший сын тоже скейтбордист, вот ей и захотелось помочь. В итоге мы остались ночевать, а с ее сыном еще полночи вместе катались.
Как должны были сложиться обстоятельства, чтобы мы встретили ее и еще других русских ребят на дорогах Европы? До Лиссабона нас подвозила машина с питерскими номерами.
По пути в Ниццу нас подобрал марокканец, ни слова не понимавший по-английски. Мы общались с помощью жестов и моих друзей из Москвы: я писал им сообщения, они переводили их на французский, а результат я показывал марокканцу. Выяснилось, что наш водитель два года работал в Италии и возвращался домой, чтобы развестись с женой.
За время дороги мы сильно подружились, и марокканец даже согласился подождать нас в Ницце, пока мы выполняли задания. Моя бабушка – мусульманка, я специально позвонил ей из Франции, чтобы они поговорили. Они читали друг другу молитвы и после этого он особенно к нам проникся.
На пути из Ниццы он отдал нам ключи от машины, улегся на заднее сидение и спокойно проспал до Барселоны, пока мы вели машину.
В Ницце задание было простым: выпить с кем-нибудь ром «Havana Club» на набережной Круазет. Времени было мало и я заметил человека, который просил милостыню. Мы привели его в дорогой ресторан, налили ему ром, сняли, как он рассказывает про свою жизнь, прыгнули в машину и поехали дальше.
В Лиссабоне мы должны были пройти по мосту, похожему на Золотые Ворота в Сан-Франциско. Поскольку там не было пешеходных дорог, нам с Володей пришлось идти по отбойникам между встречными полосами. Сначала все сигналили, потом подъехали военные, спрашивали не самоубийцы ли мы. В итоге, на середине моста нас сняла полиция. Мы объяснили, что участвуем в проекте «Автостопом до Гаваны», а Володя показал пресс-карту и они нас не тронули. Хотя сначала собирались везти в отделение.
За время поездки мы жили у самых разных людей. Например, в Венгрии нас приютили пограничницы, которые утром попросили собрать для них черешню. В Венеции мы жили у итальянского тренера по борьбе. В это же время у него останавливался американец, так что вечером наш хозяин расстелил на полу маты и начал показывать, что такое грэпплинг.
В Гаване мы жили в двух минутах от Капитолия, в самом центре Старого города. Больше всего он напоминает Аграбу из мультфильма «Алладин». Он весь разрушен после революций и нескольких десятилетий социализма. Там нет половины стен, окон, вместо занавесок висят куски ткани. Там, кстати, много старых русских машин. У нас было задание – прокатиться на «копейке». Первый же человек, которого мы нашли, не просто нас покатал, а провел с нами день, отвез к своим родственникам, возил по разным районам Гаваны и показывал людям со словами: «Вот это мои друзья из России. Это мой брат, это мой дядя».
Все, кто туда едет, должны быть готовы к тому, что климат Кубы сильно отличается от европейского, поэтому первые пару дней надо привыкнуть дышать, передвигаться. Там две валюты: для туристов и для местных. Если менять на валюту для местных, все будет в двадцать раз дешевле. Так что меняйте, не задумываясь, хотя некоторые говорят, что это противозаконно.