четверг, 15 мая 2014 г.

Раздел:

История Нью-Йорка в 50 вещах: часть первая

При слове «Нью-Йорк» у большинства людей возникают ассоциации со Статуей Свободы, желтыми такси и Эмпайр-стейт-билдинг, но у этого огромного мегаполиса есть и другие, не менее значимые символы. Например, не все знают, что Нью-Йорк — родина безопасных лифтов и кондиционеров.

По просьбе The New York Times историки и работники самых уважаемых нью-йоркских музеев отобрали 50 объектов, которые олицетворяют историю города.

Источник: http://www.nytimes.com/interactive/2012/09/02/nyregion/a-history-of-new-york-in-50-objects.html

Клык мастодонта, 11 000 лет до н.э.

В 1858 году при работах по выкапыванию пруда Baisley в районе Квинса были впервые найдены останки мастодонта, свидетельствовавшие о том, что на Манхэттене до нью-йоркцев 11 тысяч лет назад жили мамонты. А в 1891 году в Бронксе, близи бухты Dyckman был найден огромный клык американского мастодонта, на который сейчас можно посмотреть в Американском музее естественной истории.

http://www.amnh.org/

Наконечник стрелы индейцев манси, до 1700 г

Первые обитатели земель будущего Нью-Йорка жили вовсе не на Манхэттене, а на Стейтен-Айленде 8 тысяч лет назад. Когда Генри Хадсон, в честь которого названа главная река Нью-Йорка, приплыл к берегам Нового Света в 1609 году, Стейтен-Айленд использовался индейцами манси в качестве кладбища, но на Манхэттене все еще никто не жил, поэтому его и продали голландцам так легко и дешево.

Однако индейцы не оказали Хадсону радушного приёма. Один из членов его команды был убит стрелой с наконечником, сделанным из металла и костей. В Американском музее естественной истории хранится похожий наконечник как напоминание о «гостеприимстве» коренных жителей.

http://www.amnh.org/

Первый документ, в котором упоминается Манхэттен, 1626 г.

Этот документ – свидетельство о рождении, выданное Нью-Йорку в 1626 году голландским купцом Петером Шагеном. В письме он докладывает парламенту Голландии о том, что прибыл на корабле из Новой Голландии (так сначала называлась земля, впоследствии ставшая Нью-Йорком) и перечисляет привезенный груз. Между делом купец рассказывает, что голландские поселенцы купили у местных индейцев за 60 гульденов (примерно $24 по сегодняшним ценам) «остров Манхэттс», которому в будущем суждено было стать Манхэттеном. Посмотреть на исторический документ можно в Амстердаме, где он хранится в Национальном архиве Нидерландов.

http://en.nationaalarchief.nl/

Ремонстрация из Флашинга, 1657 г.

Ранний Новый Амстердам был веротерпимым городом. Об этом свидетельствует документ под названием «Ремонстрация из Флашинга» 1657 года и история его возникновения. Мэр города Питер Стейвесант попытался было ввести публичные пытки над квакерами (членами одноименного религиозного движения), но жители одного из старейших районов Квинса – Флашинга – активно запротестовали против нового правила и даже прислали мэру коллективное письмо. В нем приводится, например, такой довод: «Если квакеры придут к нам с миром, мы не можем ответить им насилием». В итоге указ мэра так и не был утвержден, а 6 лет спустя после Флашингских протестов Голландская Вест-Индская компания запретила градоначальнику преследовать граждан на религиозной почве.

Изучить «Ремонстрацию из Флашинга» можно на сайте Архива штата Нью-Йорк — http://www.archives.nysed.gov/aindex.shtml

Картина раннего Нью-Йорка, 1665 г.

Акварель Йоханнеса Винкбонса запечатлела Нью-Йорк таким, каким он был в 1665 году, когда город еще назывался Новым Амстердамом и им владели голландские переселенцы. Согласно хроникам, Нью-Йорк тогда разросся до «четырех или пяти сотен мужчин различных национальностей и вероисповеданий». На картине можно разглядеть мельницу, жилые дома и виселицу на переднем плане. Рисунок хранится в Национальном архиве Нидерландов.

http://en.nationaalarchief.nl/

Устрицы, конец XVII в.

В начале XVII века никакая еда не символизировала Нью-Йорк лучше, чем устрицы. Голландцы утратили к местным моллюскам интерес, выяснив, что в них не бывает жемчуга, а предприимчивые нью-йоркцы сделали на устрицах бизнес. В XIX веке главная бухта города стала крупнейшим поставщиком устриц в мире и оставалась таковым до 1927 года. Моллюски были самой популярной едой в городе. Выброшенные устричные раковины валялись повсюду, и в конце концов ими оказалась вымощена Перл-стрит, а при строительстве одного из самых старых соборов города – Церкви Троицы – раковины добавляли в известковый раствор. Перл-стрит с тех пор покрыли новым асфальтом, а вот прикоснуться к оригинальным стенам Церкви Троицы все еще можно.

Англо-голландский словарь, 1730 г.

В 1664 году Новый Амстердам сдался четырем военным кораблям англичан, и те переименовали город в Нью-Йорк в честь герцога Йоркского, спонсировавшего их поход. В течение нескольких десятилетий после этого новое городское правительство пыталось найти общий язык с местными жителями, все еще говорившими по-голландски, но в итоге сдалось и в 1730 году выпустило для нью-йоркцев англо-голландский словарь. Со временем горожане все же перешли на английский язык, но некоторые голландские слова так и остались в их речи. Например, «waffle» (вафля), «cookie» (печенье), «pickle» (маринованный огурчик) или всем известное «yankee», которое позже стало прозвищем американцев в мировом масштабе.

Сейчас тот самый англо-голландский словарь хранится в музее Исторического общества Нью-Йорка в Центральном парке.

http://www.nyhistory.org/

Бисер с захоронений, 1700-х гг

Считается, что рабство существовало в Нью-Йорке до 1827 года, хотя на деле среди темнокожих жителей города были не только рабы, но и свободные граждане. В 1991 году во время строительных работ на Манхэттене были найдены старинные захоронения, останки в могилах принадлежали исключительно афроамериканцам. На одном из женских тел сохранился пояс из сотен бусинок — это дало археологам повод утверждать, что его обладательница была знатной и состоятельной. Однако тот факт, что она была похоронена на нижнем Манхэттене, считавшемся в 1700-е годы окраиной Нью-Йорка, говорит о том, что и рабов, и свободных богатых афроамериканцев хоронили одинаково — за чертой города.

Сейчас на месте захоронения установлен мемориал, он находится неподалеку от Бродвея.

Хвост коня от статуи короля Георга III, 1776 г.

После принятия главного документа США — Декларации независимости — и провозглашения этой самой независимости от Англии в июле 1776-го нью-йоркцев охватила разрушительная эйфория. Горожане собрались в первом публичном парке Нью-Йорка — Боулинг Грин, оторвали с чугунного забора наконечники в виде короны, а еще снесли и обезглавили конную статую английского короля Георга III.

В итоге от памятника сохранился только конский хвост. Он хранится в Историческом обществе Нью-Йорка как артефакт первого мятежа самостоятельных нью-йоркцев. Развороченный забор все еще стоит на прежнем месте в парке Боулинг Грин в манхэттенском даунтауне, неподалеку от Уолл-стрит. Небольшой парк остается местом протестов, именно в нем заседали активисты движения «Occupy Wall Street».

Балкон Джорджа Вашингтона, 1789 г.

На балконе дома №26 на Уолл-стрит 30-го апреля 1789 года стоял Джордж Вашингтон. В этот день и на этом месте он давал присягу как первый президент США. После того, как правительство сбежало в Филадельфию, дом №26 был снесен в 1812 году, но балконная плита уцелела среди других обломков. В данный момент на месте исторического здания находится монументальный Федерал-холл с неоклассическими колоннами, где и хранится ценный артефакт.

Деревянный водопровод, 1800-е

В 1799 году вице-президент США Аарон Берр выхлопотал себе монополию на снабжение Нью-Йорка водой, а на сэкономленные от хороших насосов и труб деньги основал первый городской банк под названием Bank of Manhattan Company. Дешевые деревянные трубы не могли снабжать жителей питьевой водой в необходимом количестве. Ситуация улучшилась только в 1842 году с появлением на 5-й Авеню акведука Кротон. Сейчас на месте акведука находится знаменитая Публичная библиотека Нью-Йорка, а Bank of Manhattan Company превратился в банк Chase c филиалами в 60-ти странах мира.

Карта планировки Нью-Йорка, 1811 г.

В 1811 году землемер Джон Рэндел-младший составил план города, которому Нью-Йорк обязан своим нынешним видом. На той карте впервые появилась сетка с фирменной отличительной чертой Нью-Йорка: широкими авеню и пересекающими их пронумерованными улицами, которые Рэндел расписал с 1-й по 155-ю.

В начале XIX века Нью-Йорк умещался на территории Манхэттена, и большинство горожан проживали в нижней части острова. План Рэндела предлагал разделить весь Манхэттен улицами на одинаковые прямоугольные блоки, что должно было уравнять богатых и бедных и помочь растущему количеству иммигрантов раствориться в городе. План был воплощен, но социальную миссию выполнить не удалось – богачи заняли верхнюю часть острова, а иммигранты создали собственные кварталы.

Бочонок с водой из озера Эри, 1825 г.

6 октября 1825 года лодочник из Баффало привез в Нью-Йорк непримечательный на первый взгляд груз: 3 бочонка с водой из озера Эри – одного из пяти Великих озёр. Спустя 8 дней губернатор Нью-Йорка ДеВитт Клинтон торжественно вылил воду из этих бочек в Атлантический океан, назвав церемонию «женитьбой вод». Ритуал приурочили к окончанию строительства канала, соединившего озеро Эри с океаном через Нью-Йорк. Сам новенький канал, по словам Клинтона, сулил городу статус важнейшего порта.

На один из тех бочонков сейчас можно посмотреть в музее Исторического общества Нью-Йорка в Центральном парке.

http://www.nyhistory.org/

Швейная машинка Зингер, 1851 г.

В XIX веке Нью-Йорк стал мануфактурной столицей США благодаря изобретению Исаака Зингера – швейной машинке Зингер. С ее помощью стало возможно массовое производство одежды, острую потребность в которой испытывали сначала рабы, а позже солдаты. К началу гражданской войны в США у корпорации Singer было больше работников, чем у любого другого предприятия в городе. Сначала компания ютилась в комнате на Centre street, но производство разрасталось и занимало новые помещения на соседних Mott st., Broome st., Delancey и Spring st.. Вскоре место дислокации фабрик превратилось в модный, бурлящий жизнью квартал портных.

С машинкой Зингер в Нью-Йорк пришел масс-маркет, сетевые магазины и все испорченные одинаковыми платьями вечеринки.

Патент на безопасный лифт, 1861 г

Патент с ни о чем не говорящим номером 31,128 совершил переворот в жизни Манхэттена. Вместо старого, горизонтального вида остров приобрел новый, вертикальный. В 1861 году изобретатель Элиша Грейвс Отис запатентовал систему задержки лифта в шахте при обрыве каната, тем самым став изобретателем безопасного лифта. В 1870 году конструкцию применили на практике при строительстве одного их первых высотных зданий Нью-Йорка — Эквитабл-билдинг, оно насчитывает 38 этажей. Так началась эпоха небоскребов.

Поваренная книга Леффертов, 1800-е гг.

«Поваренная книга Леффертов» – энциклопедия жизни Бруклина 1800-х годов. Он был первым пригородом Нью-Йорка, возникшим как поселение среднего класса, а члены клана Леффертов - типичными представителями этой прослойки американского общества. Их семейная поваренная книга, сохранившаяся с 1800-х годов, содержит не только рецепты, но и записи о продаже и покупке рабов, а также счета. Из кулинарной в классическом понимании она превратилась в документ истории становления Бруклина и его повседневной жизни.

Сегодня «Поваренная книга Леффертов» хранится в архиве Бруклинского исторического общества.

Чек «Босса» Твида, 1866 – 1870 гг.

Уильям Твид был сенатором и таким прожженным коррупционером, что его имя стало нарицательным для будущих поколений политических махинаторов. В 1860-1870 годы он возглавлял Таммани-холл — политическое общество демократов Нью-Йорка. Организация имела огромное влияние в городе и во всем штате, за что Твид получил прозвище «Босс». Именно Таммани-холл обеспечивала демократической партии мощную поддержку со стороны ирландских и других западно-европейских иммигрантов.

В числе прочего Твид приложил руку к строительству одного из самых богатых районов Манхэттена — Верхнего Ист-Сайда. Правда, чеки, которые «Босс» щедро выписывал по долгу службы, в конечном итоге обернулись для него обвинением в мошенничестве и тюрьмой. Один из таких чеков хранится в Историческом обществе Нью-Йорка и напоминает о том, как демократическая партия пришла к власти.

http://www.nyhistory.org/

Генератор Томаса Эдисона, 1882 г.

Век электричества начался на Перл-стрит в нижнем Манхэттене в 1882 году, когда Томас Эдисон запустил там первую городскую электростанцию. Ее энергии хватало на работу 800 электрических лампочек. Сейчас на генератор Эдисона можно посмотреть в городке Дирбон, штат Мичиган в рамках исторического парка Greenfiled Village, который построил Генри Форд.

Билет на Бруклинский мост, 1883–1898 гг.

Бруклинский мост — один из главных символов города, соединяющий Манхэттен с Бруклином — открылся в 1883 году. По задумке он должен был быть бесплатным, но за 10 дней до открытия на вход установили цены: 1 цент для пешеходов, 5 центов для пассажиров трамваев (они ходили по мосту до 1950-го года) и от 2 до 10 центов для проезда на лошадях и повозках. В 1911 году плату за пересечение моста отменили. Один исторический билет отправили на хранение в Музей Нью-Йорка.

Манускрипт стихотворения «Новый Колосс», 1883 г.

В 1830 году лишь 1 из 10 жителей Нью-Йорка был рожден за пределами города. К 1850 г. это соотношение изменилось на 5 из 10. Еще 30 лет спустя Эмма Лазарус написала своё стихотворение «Новый Колосс», в котором описала Нью-Йорк как город-пристанище для изгнанников из других стран. Тогда же Статуя Свободы получила альтернативное поэтическое название «Мать изгнанных», а стихотворение Лазарус в 1903 году было высечено на пьедестале главного символа США, где его можно прочесть до сих пор.

Скульптура объединения Нью-Йорка, 1898 г

В 1898 году произошло эпохальное событие в истории Нью-Йорка, которое считается началом существования города в его современном виде. Прилежащие к Манхэттену территории, до этого бывшие отдельными городами (Бруклин, Бронкс, Куинс и Стейтен-Айленд), с этого момента становились единым целым. Мраморная статуя, установленная на Чеймберс-стрит, олицетворяет объединение. Не случись этого, самым большим городом США считался бы Лос-Анджелес, второе место занимал бы Чикаго, за ним Бруклин и Хьюстон, а Манхэттен значился бы лишь на пятом месте по численности населения.

Детские ботинки с парохода «Генерал Слокум», 1904 г.

Крушение парохода «Генерал Слокум» считалось самой ужасной катастрофой в истории Нью-Йорка до теракта 11 сентября. К середине XIX века в Нью-Йорке проживало больше немцев, чем в любом другом городе мира после Берлина и Вены. Они осели в квартале под названием Маленькая Германия в нижней части Манхэттена. Июньским днем 1904 года деревянный пароход «Генерал Слокум» с 1300 жителями Маленькой Германии на борту загорелся и затонул недалеко от Бронкса, унеся с собой жизни примерно 1000 пассажиров.

Ботинки 3-летней девочки, погибшей на «Генерале Слокуме», — одна из немногих вещей, которые сохранились после крушения. Большинство жителей Маленькой Германии потеряли в катастрофе своих близких и, чтобы сбежать от тяжелых воспоминаний, переехали в другие части города. Так Чайнатаун, Брайтон-Бич и Маленькая Италия до сих пор существуют на карте Нью-Йорка, а немецкий этнический квартал полностью исчез.

В память о трагедии ботинки девочки хранятся в архиве Исторического общества Нью-Йорка.

http://www.nyhistory.org/

Деталь первого вагона метро от Tiffany & Co, 1904 г.

Метро открылось в Нью-Йорке в 1904 году. Предполагалось, что в честь радостного события мэр города МакКлеллан будет позировать для фотографов на фоне дросселя поезда. Деталь из серебра, стали и черного дерева в подарок Нью-Йорку сделали ювелиры из Tiffany & Company. Однако градоначальник не захотел исполнять формальную роль в таком важном мероприятии, он занял место машиниста и провел поезд по первому маршруту от Сити-Холла до 103-й улицы. Время в пути составило 22 минуты. Всего в первый день работы нью-йоркского метро в нем проехали 150 тысяч пассажиров.

Сейчас дроссель от Тиффани хранится в Историческом обществе Нью-Йорка, а на первую станция метро — ныне заброшенную City Hall — водят экскурсии.

Значок первого темнокожего полицейского, 1911 г.

В 1901 году в Нью-Йорке насчитывалось 60 тысяч темнокожих жителей, что составляло примерно 2% населения. Первым афроамериканцем, пополнившим ряды городских полицейских, стал Сэмюэл Бэттл в 1911 году. Несмотря на то, что он добросовестно исполнял свои обязанности и дослужился до чина лейтенанта, Бэттл постоянно терпел издевательства со стороны коллег. Ситуация изменилась в 1919 году, когда он спас одного из сослуживцев от толпы бунтующих жителей Гарлема, куда белым вход был заказан.

Автомат с едой, 1912 г.

В 1912 году в офисной среде Нью-Йорке случилась революция питания: олдскульный плотный обед заменили быстрым ланчем, и все благодаря появившимся в городе автоматам с едой. С нововведением клерки экономили кучу времени и средств. Больше не нужно было стоять в очереди за столиком в ресторане, дожидаться официантов и оставлять чаевые. В первых автоматах все блюда стоили по 5 центов, а первая машина появилась по адресу 1557 Broadway.

2014 © iknow.travel