четверг, 15 мая 2014 г.

Раздел:

История Нью-Йорка в 50 вещах: часть вторая

При слове «Нью-Йорк» у большинства людей возникают ассоциации со Статуей Свободы, желтыми такси и Эмпайр-стейт-билдинг, но у этого огромного мегаполиса есть и другие, не менее значимые символы. Например, не все знают, что Нью-Йорк — родина безопасных лифтов и кондиционеров.

По просьбе The New York Times историки и работники самых уважаемых нью-йоркских музеев отобрали 50 объектов, которые олицетворяют историю города.

Источник: http://www.nytimes.com/interactive/2012/09/02/nyregion/a-history-of-new-york-in-50-objects.html

Бейгл, начало 1900-х гг.

Нью-йоркцы могут питаться одной пиццей и пончиками, но настоящий гастрономический символ города это, несомненно, бейгл. На исторической родине в Польше булочка не прижилась, в отличие от Нью-Йорка, куда ее привезли польские иммигранты еврейского происхождения, за это американцы прозвали бейгл «англо-еврейским маффином». В начале XX века бейглы полюбились жителям нижнего Ист-Сайда, а затем быстро стали фирменным американским блюдом и были усовершенствованы начинками из мягкого сливочного сыра и лосося.

Почтовая марка Выставки современного искусства, 1913 г.

В 1913 году в Нью-Йорке открылась Международная выставка современного искусства, которая осталась в истории как «революционное шоу в Арсенале». В течение месяца на Манхэттене в здании Арсенала 69-го Нью-йоркского полка Национальной гвардии демонстрировали работы 300 авангардных художников. Среди последних были Василий Кандинский, Эдвард Мунк, Пабло Пикассо и др.

Образ шокированных и смущенных новым искусством американцев позже запечатлели на почтовой марке, посвященной выставке. На иллюстрации пара посетителей шоу стоит у картины, не понимая, под каким углом на нее нужно смотреть.

С тех пор главная ежегодная выставка современного искусства в Нью-Йорке носит название Armory Show («Арсенальное шоу»), хотя давно уже проходит не в здании Арсенала. На дом, где состоялось знакомство американцев с современным искусством, можно посмотреть и сейчас. В здании располагается офис пехотных войск.

Первая программка стадиона Yankee, 1923 г.

Нигде не любят бейсбол так, как в США, а команду New York Yankees — так, как в Нью-Йорке. Главный стадион города Yankee Stadium был открыт в 1923 году. На первую игру Yankees против бостонских Red Sox пришли рекордные 74 200 зрителей, еще 25 000 фанатов отправили домой, потому что стадион не вмещал всех желающих. В честь открытия была выпущена сувенирная программка матча, который на радость нью-йоркцев завершился победой их команды 4:1.

Реклама первых кондиционеров, 1925 г.

В 1902 году инженер отопительной компании Уиллис Кэрриер придумал и установил в бруклинской типографии необычную конструкцию из фенов и труб. Сооружение должно было снизить влажность в помещении, чтобы чернила на бумаге сохли быстрее. Руководство компании обратило внимание на изобретение, и через 20 лет на его основе сконструировали первый в мире кондиционер. Девайс установили в кинотеатре Rivoli Theater на Таймс-Сквер, афиши которого обещали, что внутри посетителей ждёт «сгенерированная идеальная погода».

До наших дней Rivoli Theater не сохранился. Его местоположение на Бродвее было слишком заманчивым для застройщиков, в 1987-м на месте кинотеатра построили небоскреб.

Телеграфная лента с Уолл-стрит, 1929 г.

С 1792 года и до наших дней лицом Нью-Йорка в глазах мира является Уолл-стрит. Худшим моментом в истории этой влиятельнейшей в мире финансовой улицы было 29 октября 1929 года, когда рынок США рухнул и потерял $14 млрд. за один день ($300 млрд. в нынешнем эквиваленте). Закрывшись в 3 часа ночи после краха, биржа как обычно выпустила телеграфное сообщение с итогами дня, последними словами которого были «спокойной ночи». За этим в США настали десять лет Великой депрессии.

Артишок, 1933 г.

Задолго до того, как по Нью-Йорку расползлись мафиозные сети, свою империю начал строить итальянец Чиро Терранова. Выходец с Сицилии в 30-х гг. заметил, что на прилавках города недостает артишоков, и начал импортировать их из Калифорнии. Вскоре Чиро уже контролировал рынок и терроризировал поставщиков, за что получил прозвище «Король артишоков». В 1935 году власти города выдали ордер на арест Террановы в случае, если он будет замечен в черте города. Ему пришлось покинуть Нью-Йорк, но начало разгулу итальянской мафии в Большом яблоке было положено.

Дерево надежды, 1934 г.

Театр «Аполло» сейчас находится в списке исторических достопримечательностей Нью-Йорка. Открывшись в Гарлеме в 1914 году, он был мьюзик-холлом средней руки, посетителями которого были в основном темнокожие. Спустя некоторое время директор театра поставитл на сцене пенек от «дерева надежды» — вяза, снесенного на 7-й Авеню и приносившего удачу каждому музыканту, который его коснется. Так место ритуала переехало в театр «Аполло» и принесло удачу, прежде всего, самому мьюзик-холлу. С 1930-х годов именно на его сцене начинали свою карьеру Элла Фицджеральд, Джеймс Браун, а позже Дайана Росс и Стиви Уандер.

Капсула времени, 1939 г.

В ходе Всемирной выставки 1933 года в Нью-Йорке была закопана медная капсула времени. В контейнер попали: кинохроника, пачка сигарет, монеты и «все основные достижения мысли и деятельности США на тот момент». К слову, «тот момент» представлял из себя безработицу и низкий уровень жизни во время Великой депрессии. Послание потомкам закопали на глубине 15 метров в Флашинг-Медоуз-Корона парк и планируют извлечь в 6939 году.

Дом Левитта, 1947 г.

Уильям Левитт придумал то, что положило начало американскому пригороду. В 1947 году его фирма Lewitt & Sons объявила о строительстве 2000 домов на бывшем картофельном поле в районе Лонг-Айленда, получившим название Левиттаун. Одноэтажные панельные здания из четырех комнат сдавались за $60 в месяц, выкупить любой из них можно было за $6990. Характерно, что сделать это могли только белые жители города. По-видимому, задумка пришлась кстати: в 1950 году население Нью-Йорка насчитывало 7,1 млн. белых жителей, а к 1980-му их число сократилось до 3,7 млн. благодаря появлению пригорода.

Один из домов первоначальной постройки Lewitt & Sons сохранился по адресу 52 Oak Tree Lane.

Баннер Лиги Бейсбола, 1955 г.

Бейсбольной команде Dodgers из Бруклина всегда везло меньше, чем их главным соперникам — New York Yankees, благодаря чему у ее фанатов появился знаменитый лозунг «Подождем следующего года». «Следующий год» действительно настал в 1955-м, когда Dodgers стали победителями Мировой серии. Однако команда так и не смогла повторить этот успех в дальнейшем и позже переместилась в Лос-Анджелес. Баннер с победной игры хранится в библиотеке Зала славы американского бейсбола.

Такси, 1952 г.

Желтые такси — такой же символ Нью-Йорка, как Эмпайр-стейт-билдинг или Бруклинский мост. Ни в одном другом городе США этот вид общественного транспорта не пользуется таким спросом, как в Нью-Йорке. Мичиганская компания Checker Motors начала производить модель Checker Marathon с фирменным узором в черно-белую шашечку в 1952 году, и вскоре эти автомобили наполнили улицы Нью-Йорка. Вначале машины были разных цветов, но в 1970 году городские власти постановили, что все такси должны быть желтыми. В 2011 году в Нью-Йорке было совершено 500 тыс. поездок на такси, а их пассажирами стали 240 млн. человек.

Дипломатические номера, 1960 г.

В 1952 году Нью-Йорк официально заявил о себе как о столице мира открытием штаб-квартиры ООН. На сегодняшний день в городе проживают около 35 тыс. дипломатов и членов их семей. Все они ассоциируются у нью-йоркцев только с одним — пробками на дорогах. Первые дипломатические номера были выпущены в 1960 году и давали право беспрепятственного проезда, чем сейчас и пользуются 2,5 тыс. машин. По неофициальным данным, 95% этих номеров — поддельные.

Аудиозапись телепередачи «Tonight Show», 1962 г.

The Tonight Show — одна из старейших ныне идущих развлекательных передач американского ТВ. С появлением в 1962 году нового ведущего — Джонни Карсона — она стала столь популярна, что Карсона сравнивали с президентом Никсоном по мощности собираемых оваций. Телекритики говорили: «Кажется, эта передача может заставить нацию не спать допоздна и смотреть больше рекламы». Так и получилось.

Cтаканчик для кофе на вынос, 1960 г.

До «Старбакса» и других сетевых кофеен в Нью-Йорке кофе на вынос наливали в узнаваемый бумажный стакан с греческим орнаментом. Назывался он «амфорой» и был придуман в начале 60-х годов Лесли Баком специально для греческих ресторанов, откуда и распространился по всем заведениям города. Выбор замысловатого рисунка был продиктован той же любовью нью-йоркцев к выделяющемуся дизайну, что заставила все такси города стать желтыми. С развитием сетевых кофеен «амфоры» почти исчезли с нью-йорских улиц, правда один стаканчик все еще хранится в Городском реликварии.

Дирижерская палочка Бернстайна, 1969 г.

До поры до времени Нью-Йорк ассоциировался исключительно с джазом, но никак не с классической музыкой. В число мировых столиц симфонической музыки он попал благодаря Леонарду Бернстайну, автору саундтрека к «Вестсайдской истории». Дирижер прославил Нью-Йоркскую филармонию, а на своем последнем выступлении на ее сцене дирижировал специально изготовленной уникальной палочкой с ручкой в виде шара, которая позволяла ему делать фирменные размашистые движения руками, не боясь выронить инструмент.

«Субботний пистолет», 1960-е гг.

Порядка 750 тыс. пистолетов ежегодно ввозились в США из других стран до 1968 года, когда американские власти ввели закон о запрете оружейного импорта. Вскоре Нью-Йорк наводнили маленькие пистолеты, продававшиеся всего по $5 и прозванные «субботними». Большинство домашних ссор и мелких уличных разборок по выходным сопровождалось потрясанием в воздухе этими самыми пистолетами. К 1990-му году они стали символом разгула насилия, к этому моменту «субботними пистолетами» было совершено 2245 зарегистрированных убийств.

Газетный заголовок, 1975 г.

Формально Нью-Йорк никогда не заявлял о банкротстве, но в 1975 году был ближе всего к этому. 29 октября 1975 года президент Джеральд Форд заявил в своей речи, что Вашингтон не станет спасать Большое яблоко от неминуемого дефолта и банкротства в связи с долгами. На следующий день первую страницу газеты The Daily News украшала фотография президента с заголовком «Форд говорит Нью-Йорку ‘отвалите’».

На самом деле президент не произносил такой фразы, но заголовок хорошо передавал основной посыл его речи, и нью-йоркцы затаили на политика обиду. Этот жест стоил ему президентской карьеры: в следующем году Форд проиграл на выборах Джимми Картеру, который поддержал Нью-Йорк в момент кризиса.

Значок о СПИДе, 1980 г.

В 1982 году в Нью-Йорке было зарегистрировано 752 случая неизвестного заболевания, которое позже получило название СПИД. Городские власти долгое время замалчивали проблему, что вызвало ответные действия со стороны гей-сообщества, члены которого больше всего страдали от новой болезни. Стараясь привлечь внимание к фатальному недугу, они распространяли значки «молчание = смерть». К 2010 году замалчивать проблему стало невозможно, так как в городе было зафиксировано уже 170 тысяч больных. Департамент здравоохранения Нью-Йорка сообщил, что город является эпицентром болезни в США. На сегодняшний день СПИД является третьей причиной смерти нью-йоркцев в возрасте от 35 до 54 лет.

Дорожный указатель Loisaida avenue, 1987 г.

Район в нижней части Манхэттена, исторически известный как Нижний Ист-сайд, имеет несколько альтернативных названий, например Алфабет-сити или Ист-вилладж. Выходцы из Латинской Америки, облюбовавшие местность, называют его на спенглише иначе — Лоисаидой. В 1987 здесь появился дорожный указатель, на котором впервые было зафиксировано название, которое латиноамериканцы дали Авеню С – Лоисаида авеню. Тем самым городские власти признали иммигрантов как полноправных обитателей района.

К 2000 году выходцы из Латинской Америки стали второй по численности этнической группой Нью-Йорка, подвинув афроамериканцев на третье место.

Бумбокс, 1980-е г.

В 80-е бумбокс был необходимым атрибутом любого нью-йоркского тинэйджера. С каждого крыльца в Бруклине и Бронксе день и ночь доносилась музыка из переносных магнитофонов совсем не компактного размера, ставших символом хип-хоп культуры. Этот период в жизни города отлично показал Спайк Ли в фильме «Делай как надо». В 80-е по всей стране продавалось бумбоксов на $20 млн. в год! Десять лет спустя на смену увесистым магнитофонам пришли CD-плееры Walkman.

Маска фантома оперы, 1988 г

То ли из-за ярких огней, освещавших улицу, то ли из-за снежной бури 1902 года, но в начале XX века Бродвей называли «Большой белой дорогой». А вот символом улицы всегда был и остается мюзикл. Главный и самый популярный в истории Бродвея — конечно, «Фантом оперы» Эндрю Ллойда Уэббера. Постановку привезли из Лондона и показали в Нью-Йорке в 1988 году, ни один мюзикл не шел так долго и не имел таких больших кассовых сборов.

Центром театрального квартала Нью-Йорка считается Таймс-сквер.

Карта на метро, 1994 г

В 1970-х нью-йоркское метро было злачным, разрисованным граффити местом, в котором легко было остаться без кошелька. Но с 80-х ситуация изменилась, когда за нее взялся Ричард Равитч — глава Metropolitan Transportation Authority и будущий вице-губернатор штата. Он выбил финансирование и серьезно проапгрейдил нью-йоркскую подземку. В числе прочего в метро появились современные поезда и цифровые табло, а старые жетоны были заменены на проездную карту — символ обновленного метрополитена.

Пыль с места трагедии 11 сентября, 2001 г.

Атака 11 сентября 2001 года стала одним из ключевых событий в истории Нью-Йорка и США в целом. В тот день пыль от разрушенных террористами башен-близнецов окутала плотным облаком всю округу. В память о трагедии в Историческом обществе Нью-Йорка хранится банка с той самой пылью, а на месте башен Всемирного торгового центра открыт мемориал Ground Zero.

Шоколадка Mast Brothers, с 2007 г.

Бруклин никогда не считался таким маргинальным и криминальным районом, как Бронкс. Тем не менее, с 1950-х годов и до конца ХХ века он понемногу приходил в упадок: район покидали представители среднего класса. В 2000-х ситуация изменилась в обратную сторону: в Бруклин потянулась молодежь, здесь расцвел малый бизнес, а сам район приобрел репутацию главного рассадника хипстеров в Нью-Йорке. Символом возрождения Бруклина можно считать любую из маленьких, но вполне успешных местных компаний, например шоколадную фабрику двух братьев-бородачей Mast Brothers Chocolate, открывшуюся в 2007 году.

http://mastbrothers.com

Листовки кандидата Грейс Менг, 2012

В 2009 году житель Нью-Йорка Джон Лью стал городским ревизором в районе Куинс, что сделало его первым выборным чиновником азиатского происхождения в городе. В 2012 его успех закрепила Грейс Менг, ставшая кандидатом от Демократической партии Куинса на грядущих выборах в Конгресс США.

Число нью-йоркцев азиатского происхождения на данный момент превышает миллион. Листовки, призывающие голосовать за мисс Менг, стали символом равных возможностей среди всех жителей города.

2014 © iknow.travel