
Политолог по образованию, Татьяна Недельская с 2009 года живет между Парижем и Берлином, работает фриланс-журналистом и параллельно получает художественное образование в Высшей школе искусств в Сержи-Париж. Для iknow.travel она составила гид по Берлину и рассказала о своей истории с городом.
Моя история любви с Берлином началась очень давно. 17-летней студенткой я приехала в этот город повидать подругу, а в итоге провела целый месяц с ее красивым, татуированным приятелем Томасом. Мы жили на последнем этаже заброшенного здания в Восточном Берлине. Помню то жаркое лето и запах лип, расплывавшийся по городу медовыми флюидами, помню матрас на крыше дома, где я загорала, много читала и слушала рэгги. Помню руку Томаса, которая вела меня через темные танцполы, пронизанные светом стробоскопов, на залитые утренним солнцем улицы и парки Берлина, который тогда казался мне одним большим и прекрасным пионерским лагерем в волшебном лесу. Именно тогда я узнала о любви немцев к необычным интерьерам, познакомилась с русской диаспорой в Берлине и поняла, что молодые люди с яркими, грязными волосами, сидящие на тротуарах целыми днями, — это панки.
Сегодняшний Берлин родился в тот момент, как рухнула Берлинская стена, а ее обломки покрыли граффити. Постепенно граффити, словно психоделические лианы, оплели весь город — через них берлинцы отстаивают свое право на свободу самовыражения. Уличная культура здесь — это не только фестиваль Bread & Butter, это стиль жизни местного населения.
Обсуждать культурные явления и заниматься чем-то творческим в Берлине хочется постоянно. Город вдохновляет. Он давно превратился в мекку авантюристов и визионеров. Место, где возможно все. В Кройцберге сегодня каждый второй — диджей, каждый третий — художник, каждый четвертый — дизайнер, стилист или архитектор. При этом у тех, кому не повезло с богатыми родителями, есть маленькая работа в сфере услуг или фриланс-подработка. Пускай в Берлине официально 16% безработных, а три четверти этой «новой богемы» живут на минимум, который сложно назвать прожиточным. Однако кого ни спроси, никто бы не променял Берлин на другой город, все стараются вложить свою энергию в дело и сделать мир лучше. Высокая конкуренция неизменно стимулирует качество.
Вечеринки и фестивали, опен-эйры и гей-парады, забастовки и модные показы, концерты и перформансы, биеннале и квартирники, утренники и даже уличные трансляции футбольных матчей — в Берлине любое мероприятие превращается в хенд-мейд-праздник. Немного трешовый, но всегда веселый.
Одних только галерей современного искусства в городе около 600 штук! Ресторанов с кухнями разных стран мира не счесть, но их наличие никак не сказывается на верности берлинцев традиционным сосискам-карри (curry wurst). Магазины больше похожи на галереи и соревнуются за звание самого концептуального.
После падения стены в восточном Берлине обнаружилось большое количество пустующих и дешевых промышленных помещений. Целые фабрики, склады и вокзалы перешли в руки креативных слоев. Так Берлин оброс сквотами, клубами и альтернативными творческими площадками. В них стали проходить free party — DIY-вечеринки, устраивать которые мог любой желающий. Они же стали толчком к развитию мощнейшей клубной культуры Берлина, ежегодно привлекающей в город миллионы туристов.
Сегодня Берлин переживает джентрификацию: индустриальные и бедные районы в процессе реконструкции и социальной трансформации превращаются в престижные культурные центры. Такое перерождение уже случилось с Кройцбергом, Митте, Пренцлауэр-Бергом и Фридрихсхайном. Следующим этапом видимо будет челсификация, учитывая количество галерей в городе. Все эти процессы, несомненно, сказываются на местном рынке недвижимости, но при этом Берлин все равно остается одним из самых доступных в ценовом отношении городов Европы.
Берлин — многонациональный мегаполис с богатой историей и культурным наследием. Город, который до сих пор переосмысливает себя после катастрофы Второй мировой войны. Лично для меня очень важно, что это еще и самая зеленая европейская столица.
Общая площадь парковых зон Берлина составляет 5,5 тысячи гектаров. В городе порядка 2,5 тысячи парков и скверов, в том числе зеленые набережные реки Шпрее. Парки здесь выглядят диковато и порой больше похожи на леса, зато воздух в них невероятно свежий. Берлинцы очень любят отдыхать на свежем воздухе: устраивать размеренные пикники или безумные опен-эйры. Так что даже в заброшенном с виду парке легко обнаружить ресторан. При этом обжитость территории людьми никак не сказывается на животном мире берлинских природных зон. Белки здесь бегают повсюду, точно такие же, каких 17-летняя я высматривала в парке Герлитцер с крыши дома, на которой провела свой первый, прекрасный месяц в Берлине.